Казённая палата представляла собой квадратное в плане здание, примкнувшее к западной стене Святых ворот. Позднее, во второй половине ХVI века, к этому ядру был пристроен вытянутый корпус, гораздо больших размеров, представляющий в плане вытянутый прямоугольник. По его продольной оси проходила аркада, опиравшаяся на два столба и на торцовые стены. С боковых стен к аркаде были переброшены коробовые своды. По стенам здания, чередуясь с окнами, располагалось в два яруса множество ниш, для размещения хранившегося в казне имущества.
Сохранившиеся в стенах гнёзда от балок указывают на то, что внутренне помещение было разделено на два яруса деревянным настилом. В двадцатые годы ХХ века деревянные перекрытия были разобраны, и она приобрела современный вид.
В первом зале можно увидеть часть икон из иконостаса церкви Епифания Кипрского. Придельный храм Успенского собора был сооружён в 1645 году над могилой князя Фёдора Андреевича Телятьевского. Есть предположение, что одновременный храму иконостас исполнил известный вологодский иконописец Терентий Фомин. В 1648 году монастырский мастер Калина украсил иконы нижнего ряда серебряными позолоченными басменными окладами. Иконостас состоял из четырёх рядов: местного, деисусного, праздничного и пророческого. На выставке представлены царские врата, часть икон из деисусного и пророческого рядов ХVII века.
Иконы исполнены несколько архаично: фигуры написаны статично, цвета локальные - преобладает простое сочетание красного и зелёного, нет разделок золотом, буквы на свитках крупны и просты. В них много общего с вологодской живописью ХVII века.
В 1722 и 1759 годах Священным Синодом было высказано требование заменять «старые» иконы новой живописью с теми же сюжетами. Их использование было санкционировано высшими духовными лицами государства, так как они соответствовали новым потребностям русского общества. Начинается приобщение широких художественных кругов к европейской иконографии, особенно на раннем этапе знакомства с европейским изобразительным искусством. Для образцов иконописцы использовали гравюры с подлинных работ западноевропейских художников. Под воздействием этих работ они усложняли или, наоборот, упрощали выверенные временем композиционные схемы. Часто интерпретировали их живописный слог в силу своих художественных возможностей и собственных представлений об иконографии. Возможно, в это время и были заменены иконы праздничного ряда ХVII века в церкви Епифания на новые, вполне соответствующие веяниям времени.
В этом зале экспонируются три иконы из праздничного ряда исполненные в конце ХVIII веке – «Троица Ветхозаветная», «Сошествие во ад», «Вознесение Христово».
В последних залах Казённой палаты разместилось 23 иконы из церкви Преображения конца XVI столетия из деисусного и пророческого рядов и 4 иконы праздничного ряда XVIII века, а также образцы глухой барельефной резьбы XVI – начала XVII веков.
Церковь Преображения – двустолпный храм, выстроенный по образцу более ранней надвратной церкви Иоанна Лествичника. Возводили её, очевидно, малоопытные монастырские каменщики, ранее привлекавшиеся для выполнения второстепенных строительных работ и получившие профессиональные навыки под руководством работавших в монастыре ростовских зодчих. Сохранилось описание церкви 1601 года «Кресты железны. Верхи обиты железом немецким. А алтари и своды церковные покрыты тесом». Верх церкви завершался тремя ярусами кокошников, украшенных традиционным для Кирилло-Белозерского монастыря декором (поребрик, нишки и бегунец) и тремя главами (световой барабан только центральный).
Внутреннее убранство храма не отличалось особым богатством. Стены его украшали многочисленные подвесные пелены. «Пелена бархат червчет гладкий, из царской дачи ис платна», «Пелена бархат рытой, середник атлас шолк лазорев да бел с золотом, все из монастырской дачи». Несколько шитых праздничных пелен из церкви Преображения сохранились и находятся в собрании Государственного Русского музея. Еще одним элементом убранства храма были светильники-паникадила и свечи. Помещение церкви было сильно освещено. Три медных паникадила висели перед иконостасом, два за столбами, по одному в пределах великомученицы Ирины и чудотворца Николы. Были в храме и поставные свечи «писаны красками» и деревянные подсвечники «точены золочены». Богослужебная утварь храма так же не отличалась богатством: «на престоле сосуды деревянны золотные … укропник меденой же».
Тябловый иконостас церкви Преображения состоит из местного, деисусного, праздничного и пророческого рядов. Все иконы, за исключением праздничного ряда, написаны до 1595 года. В настоящее время в иконостасе 43 иконы, 25 из них относятся ко времени его создания – XVI веку. Писала иконостас небольшая бригада художников, которые были связаны с каким-то крупным художественным центром Севера. Монастырские документы XIX века фиксируют на месте первоначального праздничного ряда XVI cтолетия, иконы написанные в XVIII веке. В настоящее время иконостас церкви Преображения состоит из 43 икон, 25 из них относятся ко времени его создания к XVI веку.
В 60-е годы XX века началась реставрация преображенского иконостаса. В 1985 году после его восстановления церковь Преображения была открыт для посетителей. В настоящее время церковь вновь закрыта для проведения реставрационных работ, в связи с чем и возникла идея представить иконостас в Казённой палате.
Official name of the museum:
The Federal State Budgetary Institution of Culture “Kirillo-Belozersky Historical, Architectural and Art Museum-Reserve”
Founded:
In 1924
Museum status:
It was included into the State List of Particularly Valuable Objects of Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation in 1997.