Исследование и реставрация стенописи собора Рождества Богородицы
Известно, что в первоначальном варианте, собор не имел паперти: с трех сторон его окружали высокие всходы, поднимавшиеся к соборным дверям. Возникновение примыкающих галерей датируется 1530–1540 годами (С.С. Подъяпольский) и серединой XVI века (К.К. Романов). Со строительством монастырской колокольни в 1690 году, появляется крытый переход, соединивший паперти собора и Трапезной. На рубеже XVIII–XIX веков, верхний этаж перехода и ризница были перестроены. В этом виде они сохранились до нашего времени.
На выставке представлены уникальные исследовательские материалы, раскрывающие высочайший уровень живописной и духовной культуры московских стенописцев начала XVI века.
Возможность многолетнего тщательного изучения росписи собора была предоставлена специальной Программой Министерства культуры РФ в 1981 году. В реализации Программы принимали участие ведущие реставрационные институты страны «Союзреставрация» (ВПНРК, ныне ЦНРПМ), Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ныне ГосНИИР), «Росреставрация» (Институт «Спецпроектреставрация», Межобластная и Вологодская научно-реставрационные мастерские) с привлечением институтов системы Академии наук СССР.
Благодаря исследованиям, были сделаны важные открытия о материалах и технологиях ферапонтовской стенописи, поставившие древнерусских иконописцев наравне с выдающимися мастерами Западной Европы. Результаты исследований позволили создать ряд новых методик сохранения уникальной стенописи. Разработчикам методики укрепления красочного слоя удалось преодолеть традиционные подходы к реставрации стенописи способом сплошной проклейки. Минимальное выборочное укрепление красочных слоев, осуществлявшееся в 1986-2011 годах, максимально сохранило авторскую структуру и подлинность росписи. Успешной консервации стенописи Дионисия способствовала разработка методик оптимизации температурно-влажностного режима памятника. Постепенно реализованные методические рекомендации создали благоприятные условия для сохранения стенописи. Стабильность режимов содержания памятника подтверждается биологическим мониторингом.
Совместная деятельность музея, ведущих реставрационных организаций и специалистов страны, при поддержке Президента РФ, Министерства культуры и областного правительства привела к признанию собора Рождества Богородицы памятником, состояние которого соответствует всем нормам хранения древнерусской монументальной живописи, а осуществленные работы названы «идеальной моделью реставрации».
Экспозиция выставки была создана в 2012 году, после завершения реставрационных работ в соборе. Ее основу составили материалы, предоставленные ГосНИИР: это результаты исследований левкасных и красочных слоев, технологии стенописи, микробиологии, ТВР, а так же методики реставрации.
Официальное название музея:
ФГБУК "Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".
Основан:
В 1924 году.
Статус музея:
С 1997 года включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.