Вещи епископа Орнатского спасли для истории в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике
Больше новостей
Комплекс вещей епископа Пензенского и Саратовского Амвросия Орнатского (Орнатского Андрея Антиповича) отреставрировали в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Это митра, поручи и панагия начала XIX века.
«Епископ Орнатский известен как составитель многотомной «Истории российской иерархии» – первой русской православной энциклопедии. Он был одним из самых просвещенных людей своего времени, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – С десяти лет Андрей Антипович обучался в Кирилловской духовной семинарии. Жизнь в древнем Кирилло-Белозерском монастыре, рассказы о житии святых, подвизавшихся здесь, строгая монашеская жизнь оставили неизгладимый след в его сознании и, по всей видимости, определили дальнейший иноческий путь.
В 1805 году Андрей Орнатский был пострижен в монашество с именем Амвросий и причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, а позднее – назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской семинарии. Через некоторое время он был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии. В то время он совершил ряд священнических и диаконских хиротоний, в том числе для дорогого его сердцу Кириллова.
В конце своей жизни Амвросий Орнатский выбрал именно Кирилло-Белозерский монастырь для своих молитвенных подвигов. В январе 1825 года, в возрасте 46 лет, епископ подал прошение об отставке с дозволением иметь пребывание в кирилловской обители, где скончался спустя три года. Орнатский был погребен в первой каменной постройке обители – Успенском соборе. Справа от входа в собор сейчас можно увидеть плиту с надписью о его захоронении».
Вещи епископа исследователи обнаружили в результате археологических раскопок в храмовом комплексе еще в 2012 году. Тогда, силами сотрудников НПЦ «Древности Севера» под руководством И.В. Папина были исследованы Успенский собор и его придельные храмы. Как пояснила заведующая научным отделом музея Людмила Теребова, именно в то время захоронение Амвросия Орнатского было обнаружено в деревянном гробу, помещенном в кирпичный склеп.
«В гробу обнаружено погребение в церковном облачении, кожаная обувь, остатки чёток, под головой ‒ кожаная подушка, наперстный крест (в честь 1812 года) на ленте, панагия», ‒ рассказывает Людмила Теребова.
Некоторые предметы без проведения реставрации было бы невозможно сохранить.
«Речь идёт о митре, панагии и поручах, – сообщает заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова. –Это археологические памятники, поэтому состояние сохранности предметов было аварийное, ткани под воздействием плесени разрушались. Людмила Михайловна Громыко, реставратор произведений из ткани высшей категории Суздальского реставрационного училища буквально спасла их жизнь.
Лицевая сторона панагии практически полностью была покрыта серыми грязными напластованиями (почвенные загрязнения) и мы не были уверены, что изображение сохранилось. Светлана Михайловна Смирнова, реставратор произведений из металла I категории, работая с микроскопом, по чуть-чуть снимала загрязнение и вернула предмету первоначальный вид. Яркие эмали заиграли новыми красками. Проведенные реставрационные мероприятия позволили не только обеспечить дальнейшее стабильное состояние и сохранность произведения, но и вернуть первоначальное авторское цветовое звучание и целостность восприятия».
Благодаря слаженной работе музейщиков комплекс вещей Орнатского дошёл до наших дней, и будет храниться долгие годы в отреставрированном, практически первозданном виде.
Сейчас уникальные экспонаты находятся в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Для их сохранности постоянно поддерживается оптимальный температурно-влажностный режим.
Мария Хаустова
Official name of the museum:
The Federal State Budgetary Institution of Culture “Kirillo-Belozersky Historical, Architectural and Art Museum-Reserve”
Founded:
In 1924
Museum status:
It was included into the State List of Particularly Valuable Objects of Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation in 1997.