Стали известны даты проведения ярчайшего исторического фестиваля России «Кирилло-Белозерская осада»!

25 March 2025

В 2025 году реконструкция нападения польско-литовских интервентов

на крепость Русского Севера пройдёт 21 и 22 июня

Исторические события, происходившие в крупнейшем православном монастыре Европы – Кирилло-Белозерском – в начале XVII столетия, воссоздадут на Вологодчине этим летом.

«Осаду Кирилло-Белозерского монастыря 1612-1618 годов на территории Нового города покажут более 250 реконструкторов со всей России, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Событие масштабное и традиционное (проходит с 2009 года). Не раз оно становилось одним из лучших культурных мероприятий страны. Уверен, эту планку мы удержим и в этом году. В окружении старинных крепостных стен продемонстрируем, как монахи и подмонастырские крестьяне смогли победить польско-литовское войско, убить предводителя разбойничьих банд пана Песоцкого, не дать разграбить монастырь и спасти братию окрестных обителей.

Фестиваль в Кириллове будет проходить в течение двух дней – 21 и 22 июня. Со стороны Сиверского озера у ансамбля монастыря расположится аутентичный военный городок, в котором разместятся исторические клубы разных регионов России – от Вологды, Ярославля и Москвы до Белгорода, Нижнего Новгорода и Калуги. Участники «Кирилло-Белозерской осады – 2025» смогут познакомиться с бытом средневековых воинов.

Зрителей ждут конные турниры, артиллерийские бои, зрелищные состязания лучников и фехтовальщиков, средневековая ярмарка, аттракционы для детей и взрослых, а также – прекрасная музыка, исполняющаяся на средневековых инструментах, таких как волынка, колесная лира и мандочелло».

В дни проведения фестиваля «Кирилло-Белозерская осада» численность населения города Кириллова увеличивается в три раза. Увидеть масштабную историческую реконструкцию спешат со всех уголков страны.

«Более 400 лет назад кирилловская обитель выдержала нападения интервентов, которыми были разорены и сожжены соседние земли. Государева крепость, находящаяся в Кириллове, нападающим оказалась не по зубам. Это единственный на русском севере монастырь, который выдержал осаду и не дал захватчикам завладеть бесценными сокровищами, – рассказывают научные сотрудники музея. – К 1600 году обитель имела мощнейшие (по тому времени) каменные стены с башнями и укреплениями, которые не пропустили врага на свою территорию. С 1612 по 1618 годы на крепость нападали несколько раз. Первый натиск врага монастырь испытал 20 августа 1612 года. Тогда неприятель опустошил и сжег большинство деревянных построек, находившихся за пределами стен, но нападать не решался.

Настоящий штурм был предпринят только в декабре. Зимой 1612 года враги вновь появились под стенами Кириллова и попытались приступом овладеть крепостью, но безуспешно. Тогда, соединившись с другим, более многочисленным отрядом под водительством полковника Песоцкого, они повторили штурм.

Приступ начался одновременно с двух сторон – с «поля», от вологодской и белозерской дорог, и с озера, для чего в «борозде»-частоколе, вбитом в дно озера недалеко от берега, был сделан специальный проход. Враги пытались поджечь строения монастыря «огненными стрелами», дабы оттянуть часть защитников крепости от стен для тушения пожара. Атаку на крепость со всех сторон разом тогда предприняли 700 нападавших, но были отбиты, со значительными потерями. Враги не имели артиллерии, что в значительной степени способствовало их неуспеху.

Приступ длился несколько часов. Иноки и все живущие в монастыре бились «накрепко», многих убили и «поранили». Однако штурм был отбит. Часть «воровских людей» утонула в озере, в специально сделанной проруби вдоль берега, заложенной сеном и закиданной снегом, в числе убитых был и пан Песоцкий. Налётчики отошли от стен монастыря и, рассеявшись по волостям, начали грабить и жечь окрестные селения.

Год спустя под стенами Кириллова собрались до 3000 человек. Однако, увидев мощнейшие стены, они отступили. Отступили, но не сдались. В 1614 году войска опять пришли к городу, но за год укрепления стали еще крепче, и снова штурма не было. Слава о монастырских укреплениях помешала врагу предпринять серьезные шаги по взятию города. В 1618 году героическая оборона монастыря завершилась. Польско-литовские войска покинули пределы не только Белозерья, но и России в целом».

В память об этом историческом событии при поддержке Министерства культуры России в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике ежегодно проходит фестиваль исторической реконструкции «Кирилло-Белозерская осада».

В главной битве за крепость, конных дефиле и состязаниях, полевых сражениях, артиллерийских турнирах и средневековых забавах принимают участие сотни профессионалов своего дела – это представители военных клубов из Москвы («Ляхи»), Вологды («Московские рейтары»), Саранска («Владычный полк»), Тулы («Сварга»), Иванова («Белый отряд»), Нижнего Новгорода («Стрелковый полк»), Санкт-Петербурга («Корпус Делагарди», «Силуэт», «Хоругвь», «Шотландский отряд»), Череповца («Стальной шлем»), Белгорода («Дружина»), Калуги («Рысь») и многих других!

«Тысячи посетителей музея приезжают посмотреть, как люди, переодетые в аутентичные костюмы, вооруженные саблями и мушкетами, бердышами и копьями, сражаются друг с другом! Как русские стрелки отражают атаку воинов из корпуса Якоба Делагарди с французскими и шотландскими наёмниками! Здесь на подмогу шведским союзникам спешит элитная кавалерия – польские крылатые гусары. У каждого участника клуба исторической реконструкции своя роль. Тут и стрелки, и копейщики, и пушкари, и воины конницы. При этом, даже внутри клубов устраиваются зрелищные состязания: дуэли, конные турниры и многое другое», – рассказывает руководитель культурных проектов Кирилло-Белозерского музея-заповедника Сергей Беляшов.

Наблюдать за происходящим зрители смогут, как с земли, так и, поднявшись на галереи крепостных стен, откуда открывается прекраснейший вид на весь Кирилло-Белозерский монастырь.

В настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике идёт подготовка территории к приему реконструкторов и гостей Всероссийского фестиваля.

Мария Хаустова