В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике представили выставку к 95-летию российского художника Николая Андронова

31 May 2024

«Секретный ингредиент» в составе грунта и красок полотен знаменитого автора на официальном открытии проекта в Кириллове раскрыла дочь живописца – Мария Андронова
 

В экспозиции Казённой палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника сегодня состоялось открытие выставки «Николай Андронов. Наталия Егоршина. Ферапонтово. Портреты в интерьере». Более 130 полотен представили гостям Русского Севера генеральный директор музея Михаил Шаромазов и дочь известных в России художников Мария Андронова.

«Выставку, посвящённую 95-летию советского и российского живописца, монументалиста, педагога, одного из основоположников сурового стиля, народного художника России Николая Ивановича Андронова мы открыли в самом центре монастыря, – сообщил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Несколько лет назад полотна Андронова на Вологодской земле зрители могли видеть в Музее фресок Дионисия и Народном доме, сегодня же дело Андронова продолжает жить в стенах ансамбля крупнейшего православного монастыря. Я благодарен Марии Николаевне, которая приняла приглашение сделать выставку, посвящённую юбилею Николая Ивановича, но соединила в рамках экспозиционного проекта творчество и отца, и матери – советского и российского художника, члена-корреспондента Российской академии художеств Наталии Алексеевны Егоршиной».

Московские живописцы Николай Иванович Андронов (1929-1998) и Наталия Алексеевна Егоршина (1926-2010) принадлежат к поколению художников-шестидесятников, которые, по верному суждению известного искусствоведа и критика Александра Ильича Морозова, «мыслили и высказывались по преимуществу в героической тональности». В сфере изобразительного искусства этому отвечали широкое увлечение монументальными жанрами, романтическое новооткрытие конструктивизма двадцатых годов, возникновение крупноформатной выставочной картины «сурового стиля».

Андронов и Егоршина познакомились во время обучения в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, поженились в 1952 году, а с 1956 года жили и работали в Москве.

В музее отметили – их профессиональные пути закономерно пролегали
в основном по одним и тем же вехам (членство в Московском союзе художников, участие в выставках, выполнение монументальных заказов, принадлежность к так называемому модернистскому крылу «левого МОСХа»), но творческим тандемом они никогда не были, поскольку каждый из них отстраивал в искусстве свою собственную вселенную.

С Вологодской землей московских художников роднит Ферапонтово – село, всемирно известное уникальными фресками Дионисия, в котором живописцы жили с конца 1960-х годов.

Искусствовед Елена Грибоносова-Гребнева о взаимосвязи ведущего московского иконописца XV века, расписавшего собор Рождества Богородицы в Ферапонтове фресками, которые сохранились и по сей день, и современного художника из Москвы, переехавшего творить в Ферапонтово, сказала так: «Николай Андронов, по примеру своего великого предшественника, открыл для себя натуральные краски, которые составлял на основе местных камней и разноцветной глины. Отсюда проистекает характерный, нередко мрачновато-напряженный «землистый» колорит его
ферапонтовских картин, отсылающих даже скорее не к нарядно просветленному образному миру Дионисия, а к страстным и экспрессивным фрескам Феофана Грека. Зато присущая Дионисию белофонная праздничность отчетливо проступает в работах Наталии Егоршиной, наполняя их нередко красочной избыточностью и какой-то особой «снежной» искристостью».

Неожиданно, но Николай Андронов, действительно, добавлял в свои краски настоящую ферапонтовскую землю! Об этом всем присутствующим на официальном открытии выставки в Кириллове заявила дочь художника, московский живописец Мария Андронова: «Ферапонтово имело большое значение для Наталии Алексеевны и Николая Ивановича. Николай Иванович собирал здесь ферапонтовские земли, камушки… Он бесконечно посылал в Москву посылки с этими минеральными камнями, которые впоследствии перетирал в краскотёрке, а мягкие – в ступке, после чего использовал получившиеся материалы в живописи. Все грунты, которые вы видите на полотнах в этих залах, – красные, жёлтые, охристые, серые, – все они созданы с использованием ферапонтовской земли. И даже, когда Николай Иванович писал картины маслом, он подмешивал минералы и землю в масляную краску на палитре, за счёт чего его работы получали дополнительное свечение».

Картины Андронова с грунтом, наполненным ферапонтовскими землями, находятся в коллекциях музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда, Кёльна, Вены, Ферапонтова. В год 100-летия Кирилло-Белозерского музея-заповедника Мария Николаевна Андронова пообещала, что сделает такой подарок и для Кириллова.

Выставка «Николай Андронов. Наталия Егоршина. Ферапонтово. Портреты в интерьере» будет работать в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике до 30 сентября 2024 года. Мероприятие приурочено к празднованию 100-летия музея.

Мария Хаустова