С 28 апреля 2017

Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В ризнице и многочисленных храмах Кирилло-Белозерского монастыря хранилась богатейшая коллекция предметов церковного убранства и священнических облачений. Многие из них были изготовлены из тканей, произведённых в Италии, Франции, Персии, Турции. Часть дорогих материй приобреталась на монастырский счёт, часть ‒ поступала в обитель в качестве вкладов. Впоследствии богослужебные одеяния многократно перешивались, что позволяло использовать ценные древние ткани на протяжении нескольких веков, нередко комбинируя их с более поздними. На выставке «Ткани иностранного производства XV‒XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника» представлены подобные «сборные» памятники ‒ фелони, стихари, епитрахили, сшитые из разновременных тканей XVI‒XVIII веков, изготовленных в разных странах.

Наиболее ранний из представленных на выставке памятников ‒ фрагмент генуэзской камки «куфтери» XV века. Камкой в Русском государстве называли однотонные узорные шёлковые (без использования золотных нитей) ткани, куфтерь считалась лучшим сортом итальянской камки. Итальянские города-государства Венеция, Генуя, Флоренция были первыми и, вплоть до XVI века, основными в Европе производителями драгоценных узорных шёлковых тканей. Установившиеся с XV века дипломатические связи России с итальянскими государствами обеспечили поступление итальянского художественного текстиля и на русский внутренний рынок. На памятниках текстильного производства из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника можно видеть и другую популярную композиционную систему бархатных и шёлковых тканей итальянского производства XVII века, в основе которой лежит крупный орнаментальный мотив (изначально цветок или плод граната), обрамленный лиственными побегами.

Западноевропейские ткани в коллекции музея представлены также работами французских мастеров ‒ средники фелони и стихаря из Горицкого женского монастыря изготовлены из французской парчи XVII столетия. Можно отметить, что нарядные, отличающиеся богатой и интенсивной красочной гаммой и тонкой светотеневой разработкой французские ткани XVI‒XVII веков, пользовавшиеся спросом на мировом рынке, представлены в коллекциях российских музеев в значительно меньшем количестве, чем итальянские, персидские или турецкие, поскольку они привозились на русские земли не систематически. Объяснялось это отсутствием постоянных и стабильных дипломатических отношений между Россией и Францией в XVI‒XVII веках, обусловленных различиями во внешнеполитических интересах. 

Не менее интересны памятники текстильного производства Востока ‒ турецкие и персидские (иранские) ткани. Начало дипломатических связей между России и Персией относят к середине XV столетия. С 1580-х годов начались регулярные, почти ежегодные, обмены посольствами между этими странами, которые продолжались и на всём протяжении следующего столетия. Персидский текстиль отличается красотой и богатством цветочной гаммы, затейливым узором, особым колоритом и неповторимым ритмом композиционного построения. Традиционные узоры персидской ткани, «дороги персидские» и «абровый» узор, можно видеть на катапетасме (занавес за царскими вратами), поступившей в Кирилло-Белозерский музей-заповедник из Горицкого монастыря. Другой традиционный орнаментальный мотив персидского текстиля ‒ растительно-цветочный использован для создания композиции рисунка ткани покрова из Нило-Сорской пустыни.

Турецкие ткани ‒ самая большая группа тканей иностранного производства XV‒XVII веков в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Установление постоянных торговых связей между Россией и Турцией относится к 1495 году, и уже в XVI веке ткани из Османской империи заняли значительное место в торговле средневековой Руси. Текстиль Османской империи XVI‒XVII веков отличается своей яркой, бьющей в глаза декоративностью. В его цветовом решении проявилась характерная для всего турецкого искусства красочная гамма чистых ясных тонов ‒ белого, синего, красного, голубого цветов. Наиболее популярны в орнаментике турецких тканей цветочные мотивы ‒ тюльпаны с волнообразно изогнутыми листьями, гвоздики, гиацинты и цветы шиповника. В собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника турецкие ткани встречаются среди различных элементов богослужебных облачений ‒ стихарей (оплечья, наподольники и нарукавники), фелоней (оплечья и наподольники), епитрахилей, поручей. Все они поступили в собрание музея из Кирилло-Белозерского монастыря.

Различий в использовании драгоценных тканей в средневековой Руси не существовало. Одни и те же материи использовали для изготовления светской, церковной одежды, для обивки мебели и украшения интерьера. Драгоценные привозные ткани привлекали внимание художников. Во фресковой росписи и иконописи часто встречаются изображения восточных тканей. Особенно пристально их сюжеты и композиционные элементы изучали мастера, связанные с текстильным делом. Мотивы текстиля иностранного производства, а особенно турецких и персидских тканей, широко использовались в русской набойке XVI‒XVIII веков.