Кирилло-Белозерский музей
Церковь Епифания Кипрского
1645 год
Церковь Епифания Кипрского
Address: | Россия. Вологодская обл., г. Кириллов |
Место: | Кирилло-Белозерский музей |
Время создания: | 1645 год |
Материал: | Кирпич |
Категория: | Архитектурные памятники |
Церковь Епифания Кипрского построена в 1645 году рядом с церковью Владимира над могилой князя Федора Андреевича Телятевского. Она была сооружена артелью сельских каменщиков из вотчины Кирилло-Белозерского монастыря во главе с Яковом Костоусовым.
Это небольшой храм по своему архитектурному и конструктивному решению во многом повторяет Владимирский придел, лишь с небольшим увеличением размеров здания. Только очень немногие детали – например, маленькие полуколонки, украсившие небольшой барабан, свидетельствуют о том, что каменщики XVII века видели что-то еще, кроме одних построек Кирилло-Белозерского монастыря.
Памятник хорошо сохранился до наших дней. Поздние искажения в основном сводятся к устройству четырехскатной кровли вместо существовавшего ранее покрытия по трем ярусам кокошников. Интерьер церкви сохранился мало. Церковь не была расписана. Иконостас дошел до нашего времени без переделок. Видное место в храме занимала гробница князя Телятевского под покровом алого сукна. Определенная роль в декоративном убранстве отводилась также паникадилам, лампадам, подсвечникам, их узорному оформлению.
Дополнительная информация.
Глызина Л.И. Был ли князь Ф.А. Телятевский иноком Епифанием // Тематический выпуск Вестника №6, посвящённый Седьмым Кирилловским чтениям (Сентябрь 2009)
Имя князя Фёдора Андреевича Телятевского упоминается как в обзорных экскурсиях по Кирилло-Белозерскому музею, когда экскурсовод рассказывает о храме святителя Епифания Кипрского, так и в тематических экскурсиях по экспозиции «Древности Белозерья», где представлен скульптурный портрет князя, созданный Т.С. Балуевой. У экскурсоводов, прочитавших статью о князе в «Русском биографическом словаре» (т.24,1912 г.), где сообщается о том, что Ф.А. Телятевский с 1642 года был воеводой в Астрахани и скончался там в 1645 году, возникло сомнение, а был ли князь Фёдор Андреевич Телятевский иноком Епифанием? И откуда возникло утверждение, что князь Ф.А. Телятевский был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь и в иночестве носил имя Епифаний?
Напомним, что князья Телятевские происходили из Тверской земли. Они получили своё имя по уделу Телятеву, выделившемуся из Микулинского удельного княжества. (В XIX веке деревню Телятьево Старицкого уезда Тверской губернии, в восьми километрах к северо-западу от села Микулино-Городище, отождествляли с селом Телятево - центром Телятевского удела).
В известной книге архимандрита Варлаама «Описание историко-археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре», изданной в Москве в 1859 году, то есть 150 лет тому назад, описывается несколько вкладов (плащаница и покровцы), связанных с Ф.А. Телятевским. Архимандрит Варлаам описывает плащаницу, вышитую по голубой травчатой камке золотом, серебром и шелками - вклад князя Ивана Андреевича Голицына в память шурина его - стольника князя Ф.А. Телятевкого. Архимандрит Варлаам приводит надпись, вышитую по кайме:
«Лета 7153 месяца Сентября в 28 день на память Преподобного отца нашего» (здесь шов, в котором скрыто несколько букв) «и исповедника преставися раб Стольник благоверный Князь Епифаний Андреевич Телятевский Тверский во 2 час нощи, а погребен бысть того же 153-го месяца апреля в 26 д. на память Святого Священномученика Василия Епископа Амасийского и память иже во святых отца нашего Стефана Епископа Пермского в пречестнейшей Обители Пресвятыя Владычица нашея Богородице и Приснодевы Мария чест» (далее небольшая вставка каймы с буквами, не сюда относящимися) «и славнаго ея Успения в Ки» (здесь надо обратиться назад и читать по той вставке) «риллове монастыре, а сий пок» (тут опять вставка и перенос на другую сторону) «л на гроб Стольника благоверного Князя Епифания Андреевича Телятевского Тверскаго Болярин Князь Иван Андреевич Голицын». С 1923 года эта плащаница находится в Государственном Русском музее. По мнению Л.Д. Лихачёвой, И.А. Голицын прислал на гробницу князя Ф.А. Телятевского покров с Голгофским крестом в среднике и вкладной надписью, которая в первой половине XIX века была перенесена на плащаницу XV века, описанную архимандритом Варлаамом.
В 1646 году И.А. Голицын прислал в монастырь комплект покровцов, о чём свидетельствует вышитая вкладная надпись на одном из них: «При державе Благоверного Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии зделан сии сударь повелением Болярина Князя Ивана Андреевича Голицына в Кирилов монастырь и церковь святого отца Епифания Кипрского по Князе Епифании Андреевиче Телятевском лета 7154 го месяца Сентября 22 д.».
В «Описании историко-археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре» в примечании 125 (стр. 97) архимандрит Варлаам отмечает, что во Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря на обороте страницы 134 указано, «что покровы эти дала княжна Александра Андреевна Голицына по приказу княгини Феодосьи (в иноч. Ефросиньи) Андреевны Телятевской, сестры кн. Федора (в иноч. Епифания) Андреевича Телятевского». А теперь сравним этот текст с текстом Вкладной книги: «…Княжна Александра Андреевна Голицына по приказу княгини Феодосьи Андреевны Телятевских во инокинях Ефросиньи дала вкладом по брате ея по князе Феодоре Андреевиче Телятевском…». Как видим, ни в надписях на покрове и покровце, ни во Вкладной книге нет упоминания о том, что князь Ф.А. Телятевский был иноком. В Келарском обиходнике Матфея Никифорова, датированным 1655/1656 годом, указывается, что 12 мая, «на Епифаниев день архиепископа Кипръского, против того дни звон з болшим храма ради. Вечерню собором поют в его церкви. Молебен за благовестом с обеднею у Праздника. А в соборе вечерню против того дни поют просто. А понахиду по князь Феодоре Телятевском в вечере в соборе же. А заутреню в соборе поем просто, токмо славословие. К Празднику заутрени петь посылают крылошан. Того дни братии корм: хлебы белые, шти или ушное, квас ячной, двоя рыба, пироги, чаши схожие». В синодике Кирилло-Белозерского монастыря, где записан «Род князя Федора Андреевича Телятевского» указаны имена: «князя Епифания, князя Емелиана, князя Димитрия, князя Александра, князя Василия, князя Димитрия, князя Александра, князя Димитрия, князя Константина, князя Василия», но здесь тоже нет указания на его иночество. Но почему князь называется то Федором, то Епифанием?
Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, опубликованой в 1987 году, есть запись о том, что в 1624 году «мая в 18 день по князе Андрее Андреевиче Телятевском дал вкладу сын его князь Федор Андреевич Телятевский... И за тот вклад тело князя Андреево погребли в дому Живоначальныя Троицы. А прямое имя князь Емельян, во иноцех Ермоген». Для нас важно отметить, что у князя было два мирских имени, имевшихся в святцах.
Князь Андрей Андреевич Телятевский, как известно, был видным историческим деятелем начала семнадцатого столетия. Воевода, боярин (с 1599 года), верный сторонник Годуновых, он участвовал в разгроме войск Лжедмитрия I под Добрыничами в январе 1605 года. В 1606 году он был воеводой в Чернигове и примкнул к восстанию под руководством Ивана Болотникова, который прежде был его военным холопом. В марте 1607 года А.А. Телятевский разбил правительственные войска во главе с воеводой И.М. Воротынским под Тулой. (Интересно, что соперничество между представителями этих княжеских родов продолжалось и в дальнейшем, правда, уже не на поле брани. В 1634 году 6 апреля в Светлое Воскресение Ф.А. Телятевский «наряжал вина при государевом столе в столовой палате, в большой же стол смотрел кн. Алексей Иванович Воротынский, и по сему случаю Телятевский бил челом государю на князя Алексея Воротынского о местех, а князь Алексей бил челом на Телятевского о бесчестье». Не было ли строительство церкви Епифания Кипрского рядом с церковью Владимира, усыпальницей Воротынских, своеобразным проявлением этого соперничества?).
Но вернёмся к событиям 1607 года. Князь А.А. Телятевский возглавил поход на помощь осажденной в Калуге армии Болотникова и в мае выиграл сражение под Калугой. Потребовались огромные усилия московского правительства, чтобы войска Василия Шуйского одержали победу над восставшими. По некоторым сведениям, при сдаче Тулы в октябре 1607 года Телятевский вместе с Болот-никовым и Шаховским был выдан царю Василию Шуйскому. Как известно, Болотников был сослан в Каргополь, князь Шаховской - в Спасо-Каменный монастырь. Какова была участь А.А. Телятевского, достоверно неизвестно.
В словаре Брокгауза и Ефрона, «Русском биографическом словаре» и Советской Исторической энциклопедии отмечается, что князь А.А. Телятевский умер в 1612 году, но запись во Вкладной книге свидетельствует, что он умер в 1624 году и погребен в Троице-Сергиевой лавре.
Для нас представляет интерес следующая запись во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря: «1630 году октября в 6 день князь Федор Андреевич дал вкладу по княгине своей Феодосье денег 100 рублев. И за тот вклад княгиню Феодосью погребли в дому Живоначальныя Троицы. И князь Федор Андреевич погребен в Кириллове монастыре, прямое имя - князь Епифаний». Возникает вопрос: что значит «прямое» имя? В словаре В.И. Даля среди других значений слова «прямой» значится «настоящий», «истинный». В “Главной церковной и ризничной описи Кирилло-Белозерского монастыря 1854 года” о церкви святителя Епифания Кипрского сообщается:
«Церковь сия сооружена в 1645 году над гробом князя Федора Андреевича Телятевского, коему молитвенное имя было Епифаний, на вклад в монастырь: а) по завещанию его, Телятевского, деньгами 1500 руб. и хлебом 1500 четвертей ржи и овса и б) шурина его князя Ивана Андреевича Голицына, кроме дорогих разных церковных вещей, деньгами 1372 руб. 16-ть алтын и 4 деньги». (Отметим, что это огромный вклад, если учесть, что в XVII веке стоимость постройки небольшой каменной церкви составляла 30-60 рублей).
Итак, у князя Ф.А. Телятевского кроме имени, полученного при крещении, было ещё одно светское христианское имя. Историческая ономастика не раз обращалась к проблеме наличия двух имён у людей средневековой Руси, но такие термины как «прямое» или «молитвенное» имя еще не получили убедительного объяснения. Князя Ф.А. Телятевского поминали в церкви под «прямым» именем Епифания, следовательно, это и было его крестильное и молитвенное имя.
В XIX веке человек получал второе христианское имя только после монашеского пострига, поэтому архимандрит Варлаам, а вслед за ним церковный писатель А.Н. Муравьёв и иеромонах Геронтий отождествляли молитвенное и иноческое имя. Иеромонах Геронтий в «Историко-статистическом описании Кирилло-Белозерского монастыря» (1897), повторяя утверждение А.Н. Муравьёва, писал: «И над склепом князей Телятевских поставлена в 1645 г. смежная с Владимирскою небольшая церковь св. Епифания Кипрскаго. Это было молитвенное, т.е. иноческое имя основателя церкви князя Федоря Телятевского, постригшегося в обители Кирилловой, который скончался в 1654 г.». На этой же странице в примечании читаем: «При Вас. Ив. Шуйском, кн. Телятевский был Черниговским воеводою, но за переход свой к 1-му самозванцу, подвергся потом опале и умер в обители Кирилловой на Белом озере с именем инока Епифания». Очевидно, здесь допущено несколько неточностей, часто повторяемых при проведении экскурсий.
Утверждая, что князь Ф.А. Телятевский не был иноком, мы пока ещё не можем дать ответы на следующие интересующие нас вопросы:
1) Был ли кто-либо из князей Телятевских в ссылке в Кирилло-Белозерском монастыре?
2) Что связывало князя Ф.А. Телятевского и Кирилло-Белозерский монастырь?
3) Почему Ф.А. Телятевский завещал похоронить себя в Кирилло-Белозерском монастыре, а не в Троице-Сергиевой лавре, где уже покоились многие его родственники, в том числе его жена княгиня Феодосия и дочь Мария, скончавшаяся младенцем?
4) Из какого рода была его жена?
Поиск ответов на эти и другие вопросы является следующим шагом в изучении биографии князя Ф.А. Телятевского, покоящегося в храме святителя Епифания Кипрского.