Кирилло-Белозерский музей
Стены и башни Нового города
XVII век
Стены и башни Нового города
Address: | Россия. Вологодская обл., г. Кириллов |
Место: | Кирилло-Белозерский музей |
Время создания: | XVII век |
Материал: | Кирпич |
Категория: | Архитектурные памятники |
Весной 1654 года началось строительство новых каменных крепостных стен в монастыре. Примерно за 30 лет был создан грандиозный и прекрасный ансамбль, который и ныне производит неизгладимое впечатление. Укрепления Нового города следуют традиционному типу русских крепостей, когда-то вообще характерному для европейского средневековья. Из подобных крепостей, возведенных в 17 веке, кирилловская - самая мощная. Длина стен новой крепости составляет 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Стены Нового города образовали в плане три стороны огромного четырехугольника. По углам его располагаются четыре высокие граненые башни: Вологодская, Московская, Белозерская и Кузнечная. Они получили свое название по находившимся рядом с ними хозяйственными постройками либо по направлениям отходивших от монастыря дорог. В середине восточного и северного прясел стен «Нового города» расположены воротные башни – Казанская и Караульная (Косая). Среди русских средневековых башен кирилловские были одними из самых мощных и по устройству, и по силе огня.
Особенность устройства угловых башен состоит в том, что в середине каждой из них возведен полый кирпичный столб. При помощи деревянных лестниц, помещенных внутри столба, поднимались на самый верх. Такой столб оканчивается каменной смотрильней, с которой обозримы окрестности монастыря на многие километры. Каменные своды перекрывали только нижний ярус, остальные перекрытия были деревянными.
Первый ярус крепостных стен, т.е. подошвенный бой, состоит из ряда камер. Первоначально построенные казематы отвечали своему чисто боевому назначению, но в процессе строительства их стали приспосабливать к «мирным» нуждам – устраивали в них жилье. В каждом каземате нижнего яруса стены проделана бойница в виде глубокой ступенчато-сводчатой ниши. По обе стороны проездных воротных башен располагались караульные помещения. Второй ярус стен перекрыт крестовыми сводами. Третий ярус снабжен бойницами двух типов. «Прямые» стрелковые бойницы представляют собой высокие узкие щели. Минимальное расстояние от стены, с которого могла быть поражена цель из этих бойниц, составляло 8-10 метров. Бойницы «косого» боя расположены на уровне пола галереи.
Взаимодействие бойниц всех трех ярусов стен было таковым, что цель могла быть поражена из любой бойницы на расстоянии 150-180 метров. По мере приближения цели к стене количество бойниц сокращалось, зато увеличивалась кучность стрельбы и возможность попадания. Благополучно миновав огонь из бойниц второго яруса, цель продолжала оставаться под поражением прямых бойниц третьего яруса, а миновав и его, сразу же «передавалась» под косые. Если к этому добавить, что часть башенных бойниц была направлена вдоль стены, то мертвого пространства у стен Кирилловской крепости практически не существовало. Такое решение огневой защиты крепости можно считать не только удачным, но для своего времени даже образцовым.
В полном виде «Новый город» представляет наивысший взлет русской средневековой военной архитектуры.
В XVIII веке одним из способов получения дохода стала сдача в аренду монастырских зданий, в том числе крепостных стен и башен. В стенах возле Косой и Казанской башни размещались церковно-приходская школа, мужская и женская гостиницы, где останавливались паломники. С середины XVIII века подвалы Вологодской и Белозерской башен сдавались в аренду под склады вина. С 1803 года Вологодская башня использовалась под соляной магазин, а часть монастырских укреплений – под тюрьму.
К началу XX века галереи стен находились в аварийном состоянии, деревянные перекрытия и крыши сгнили, а частично были разобраны «за ветхостью». В 1919 году под руководством архитектора В.В. Данилова начались противоаварийные и реставрационные работы. Строительные бригады укрепляли фундаменты крепостных стен, спасая их от неравномерной осадки, перекладывали лопнувшие своды, укрепляли башни, ставили деревянные контрфорсы. С 1957 года реставрационные работы возглавил архитектор С.С. Подъяпольский. С 1997 года крепостные стены открыты для посещения.