Изображение для списка
С по

Дорога ложка к обеду

Описание (краткий текст)
В Музее истории города и района открылась выставка «Дорога ложка к обеду», на которой представлено более ста предметов из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Выставка будет работать с 1 марта по 30 апреля 2024 года
Изображение для списка
С по

«У меня стало являться желание быть выдающимся человеком» (Личность иеромонаха Антония)

Описание (краткий текст)
В 2024 году Кирилло-Белозерскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику исполняется 100 лет. С юбилеем музея неразрывно связана другая памятная дата–165-летие иеромонаха Кирилло-Белозерского монастыря Антония.
Изображение для списка
С по

Музей Евгения Преображенского

Описание (краткий текст)
Музей Евгения Преображенского посвящен советской авиации времен Великой Отечественной войны. Он расскажет о подвигах летчиков – уроженцев Кирилловского района, участниках войны, конструкторах авиационной техники и авиационного вооружения. Самой значимой фигурой выставки является Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, лично командовавший флагманским экипажем при первой бомбардировке Берлина летом 1941 г. – Е.Н. Преображенский.
Изображение для списка
Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника
С по

Ткани иностранного производства XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Описание (краткий текст)
В ризнице и многочисленных храмах Кирилло-Белозерского монастыря хранилась богатейшая коллекция предметов церковного убранства и священнических облачений. Многие из них были изготовлены из тканей, произведённых в Италии, Франции, Персии, Турции. Часть дорогих материй приобреталась на монастырский счёт, часть ‒ поступала в обитель в качестве вкладов. Впоследствии богослужебные одеяния многократно перешивались, что позволяло использовать ценные древние ткани на протяжении нескольких веков, нередко комбинируя их с более поздними. На выставке «Ткани иностранного производства XV‒XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника» представлены подобные «сборные» памятники ‒ фелони, стихари, епитрахили, сшитые из разновременных тканей XVI‒XVIII веков, изготовленных в разных странах.
Изображение для списка
С по

Древнерусское искусство XV – XVII веков

Описание (краткий текст)
Кирилло-Белозерский музей-заповедник обладает уникальным собранием русской средневековой живописи и обширной коллекцией произведений церковного искусства.
Значительное место в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника занимают произведения лицевого и орнаментального шитья. Все эти предметы – высокохудожественные произведения прикладного искусства.
Архитектурный памятник
Изображение для списка
Церковь - усыпальница преподобного Мартиниана, Белозерского чудотворца
С по

Церковь - усыпальница преподобного Мартиниана, Белозерского чудотворца

Описание (краткий текст)
Архитектурная конструкция церкви, возведенной кирилловскими мастерами, проста и лаконична. Это небольшой четверик с восьмигранным шатром, тонким световым барабаном и луковичной главкой.
Резная надпись на белокаменной храмоздательной доске у входа в церковь сообщает о завершении ее строительства 1 августа 1641 г. Главная святыня храма – мощи преподобного Мартиниана – находятся под спудом в нише у северной стены. Подвижник возглавлял Ферапонтову пустынь между 1427 и 1435 годом. Влияние этой сильной, активной личности отразилось на всех сферах хозяйственной и духовной жизни монастыря, так что в грамотах, вплоть до XVI века, пустынь именуется «Мартемьяновской». Умер преподобный в 1483 году.
Архитектурный памятник
Изображение для списка
Открытый фонд керамики в Уксусных кельях
С по

Открытый фонд керамики

Описание (краткий текст)
В настоящее время в фонде почти полностью представлена коллекция "Керамика", кроме изразцов. Основную часть «открытого» фонда составляет коллекция народной керамики: чернолощеные сосуды, красноглиняные пивные корчаги, горшки, кринки, разливы, миски, латки и другая глиняная посуда конца XIX − начала XX веков, собранная в ходе экспедиций в Кирилловском, Белозерском, Вожегодском, Тарногском и Вашкинском районах Вологодской области. Сотрудниками музея выявлены крупные центры по производству керамики, собран материал по истории промысла, технике изготовления, использованию и сбыту продукции. Одним из крупных поступлений была керамика из мастерской Александра Павловича Левашова (1909–1984 гг.) из деревни Ситька Николоторжского с/с Кирилловского района. До сих пор его авторские работы являются основой выставки по гончарному производству. Особый интерес представляет собой чернолощеные керамические сосуды из Белозерского района и бывшей Бураковской волости, по своей обработке блестящие, похожие на металлические. В составе коллекции есть работы современных народных мастеров России С.Г. Феньвеши и В.В. Холщагина, члена Союза художников С.А. Лопатенко из г.Череповца.
Архитектурный памятник
Изображение для списка
Ремесло порождает шедевры. Экспозиция в Архимандричьих кельях Кирилло-Белозерского музея-заповедника
С по

Ремесло порождает шедевры

Описание (краткий текст)
Широкой публике давно известны художественные памятники XV–XVII веков, принадлежащие к числу совершенных образцов русского средневекового искусства, поступившие из храмов Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей. Среди них иконописные ансамбли конца XV века соборов Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и Успения Богородицы Кирилло-Белозерской обители, произведения ювелирного искусства, исполненные виртуозными серебряниками Оружейной палаты, изделия лицевого шитья работы искусных мастериц Вознесенского монастыря Московского Кремля и Горицкой обители.
Архитектурный памятник
Изображение для списка
Русское искусство XVII-XIX веков в Казённой палате
С по

Русское искусство XVII-XIX веков в Казённой палате

Описание (краткий текст)
Казённая палата представляла собой квадратное в плане здание, примкнувшее к западной стене Святых ворот. Позднее, во второй половине ХVI века, к этому ядру был пристроен вытянутый корпус, гораздо больших размеров, представляющий в плане вытянутый прямоугольник. По его продольной оси проходила аркада, опиравшаяся на два столба и на торцовые стены. С боковых стен к аркаде были переброшены коробовые своды. По стенам здания, чередуясь с окнами, располагалось в два яруса множество ниш, для размещения хранившегося в казне имущества.
Архитектурный памятник
Изображение для списка
Церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта – домовой храм патриарха Никона.
С по

Церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта – домовой храм патриарха Никона.

Описание (краткий текст)
Двухшатровая надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта уникальна полной сохранностью всех элементов архитектуры, характерных для русской строительной традиции XVII века. Почти квадратное в плане помещение церкви, поделено с востока на запад подпружной аркой на два неравных объема, асимметрия которых соответствует различию в ширине арочных пролетов святых ворот, предназначавшихся для обыденного и праздничного входов в монастырь. В настоящее время церковь имеет четырехскатную кровлю, над которой возвышаются два глухих покрытых тёсом, шатра. Шатры на восьмериках поставлены над серединой здания без всякой связи с системой перекрывающих храм сводов. Их вес передается на стены при помощи остроумно размещенных разгрузочных арочек. Вместе с примыкающей с юга Казенной палатой Святые врата с надвратными церквями образуют главный фасад Ферапонтова монастыря. Во время ссылки в монастырь патриарха Никона (1666–1676), церковь Богоявления стала его домовым храмом. Здесь вел службу, находившийся вместе с Никоном, поп Варлаам, так как бывший патриарх был лишен священнического сана.