03 ноября 2020 - 25 декабря 2020

Окарина - глиняная флейта

Окарина – глиняная флейта

Что такое окарина? Во-первых, это духовой музыкальный инструмент, или аэрофон. Во-вторых, окарина относится к классу флейт, это свистковая флейта. В-третьих, это флейта, имеющая замкнутый объем. И наконец, это флейта, сделанная из глины – глиняная сосудообразная свистковая флейта. История окарины как полноценного музыкального инструмента началась со второй половины XIX века. Однако она имеет очень богатую предысторию.  Инструмент, предшествующий окарине, ее прототип – глиняная свистулька – появилась, когда человек впервые научился обжигать глину и делать из нее различные вещи для своего обихода. География находок весьма обширна – это Индия, Китай, Корея, Япония, Египет, Македония, Румыния, страны Средней Азии, Африки и Американского континента. Примитивные свистковые инструменты играли в жизни наших предков значительную роль. Их применяли для звукового сопровождения различных религиозных обрядов и праздников, а также и как традиционную детскую забаву.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Самые ранние экземпляры найдены Д. В. Милеевым на раскопках Десятинной церкви в Киеве. Более двадцати археологических находок свидетельствуют о массовом их изготовлении в Древнем Новгороде. Там найдены свистульки с двумя игровыми отверстиями в форме капли, птицы или коника. Но особую популярность свистульки приобретают в XIVXV веках. В Москве при раскопках в устье реки Яузы на территории бывшей Гончарной слободы удалось найти 265 игрушек и фрагментов XVI — первой половины XVII века. На протяжении тысячи лет на Руси лепились глиняные птички, излюбленные коники, медведи, собаки.

Особое место занимают глиняные свистковые флейты индейцев Мезоамерики. Первые американские керамические флейты появились не раньше 3-х тысяч лет назад, а уже к 600 году до н.э. глиняные инструменты народа майя имели полноценное свистковое устройство и диатонический строй. По преданию, завоеватель Мексики, испанский конкистадор Эрнан Кортес  в 1527 году привез в Европу группу ацтеков – танцоров и музыкантов – для развлечения королевского двора Карла V. Выступление индейцев настолько впечатлило короля, что было решено отправить их в турне по странам Европы. Так глиняная флейта оказалась в  Европе в первой половине XVII века.  

На выставке представлены глиняные музыкальные инструменты. В основной ее части показана историческая ретроспектива развития окарины: старинные окарины конца XIX - первой половины  XX века, окарины второй половины XX века, современные окарины. Также работы Народного мастера России М.Н.  Васильевой.  

Слово «оcarina» произошло от итальянского «ucarina», что на болонском диалекте означает «маленький гусь». Изначально окариной называлась созданная Джузеппе Донати в середине XIX века глиняная свистковая флейта. Вдохновением для Донати послужили популярные у детворы простенькие глиняные свистульки в форме птичек, способные издавать три – пять тонов. Джузеппе нравилось их звучание, но не удовлетворял маленький диапазон и плохой строй. Результатом работы Донати стал появившийся в 1853 году инструмент с десятью отверстиями, прекрасным строем и диапазоном чуть больше октавы. Классическая окарина Донати стала родоначальницей современных концертных окарин. Настоящее новаторство Донати заключалось в создании целого оркестра из пяти (а позже из семи) строящих между собой окарин, охватывающих диапазон, достаточный для исполнения популярной оперной музыки. Все сохранившиеся его окарины в настоящее время находятся в «Музее окарины» в Италии. На выставке представлены три инструмента, созданные его учениками и последователями Луиджи Авальи и Эрколе Меццетти.

Окарина Луиджи Авальи - поперечная керамическая была создана в Италии в период 1870-1890 гг. Его инструмент, сделанный из красной глины, имеет 10 игровых отверстий, клеймо мастерской и двойной оттиск медали. Тональность F (фа). Окарина имеет собственный футляр, выполненный из папье-маше, обтянутый тонковыделанной кожей и металлической застежкой.

Окарины Ерколе Меццетти Альберто и  Ерколе Меззетти  (Ercole and Alberto Mezzetti) – двух братьев. В 1870 году они основали собственную компанию по производству окарин  во Франции. Их фабрика располагалась в Париже, и в 1870-1912 гг.  на ней изготавливались глиняные окарины с металлическим слайдером для настройки. Впоследствии Альберто Меццетти открыл собственную мастерскую в Лондоне. Окарины Меццетти завоевали серебряную медаль на выставке в Эдинбурге в 1890 году и четыре бронзовые медали (Париж 1878, 1889, 1900 и Лондон 1888). На выставке представлены две окарины с клеймом Эрколе Меццетти. Наиболее редкий экспонат декорирован тонким растительным орнаментом в стиле Art-Деко.

Редчайшим экспонатом на выставке является краснолощеная окарина Томаса Заха. Томас Зах (1812 – 1892) – известный создатель музыкальных инструментов. В конце жизни он жил в Вене. Именно тогда, в конце XIX века, Вену захлестнула волна интереса к окарине. В Вене проходили многочисленные концерты окаринистов, создавались фабрики по их производству. Томас Зах начал делать окарины очень необычной формы и дизайна. Это были инструменты из краснолощеной глины с текстурным декором. Окарины имели расположение отверстий, совпадающее с классической поперечной итальянской окариной, но сама окарина при игре держалась, не горизонтально, а вертикально. Это достигалось за счет удлинения и изгиба мундштука. При этом свистковое отверстие все также располагалось на тулове окарины. Мундштук превратился в воздушную камеру, предшествующую свистку. Такая форма позволяла достигнуть более плавной подачи воздушной струи при выдохе музыканта. 

Окарина Генриха Фьена. В начале 1870-х годов окарины были привезены в Боварию итальянскими рабочими – мигрантами и стали там обычным народным инструментом. В Австрии окарины производились в больших количествах на фабрике Генриха Фьена. Обнаружив популярность окарины среди населения, Фьен внимательно следил за выступлениями Меццетти в Вене. По друга, он сделал копии с инструментов Меццетти и через несколько месяцев продавал уже собственные окарины. Фьен быстро наращивал производство, его фабрика в год изготавливала десятки тысяч окарин. В 1878 году Фьен был награжден медалью "Improvements in the manufacture of musical instruments called 'Ocarina,', and in machinery connected therewith". В 1878 году Меццетти получил патент на изобретение настраивающего слайда, а в 1881 год Фьен зарегистрировал свой патент на производство окарин с металлическим слайдом и двумя клапанами, расширяющими диапазон звучания. Эти окарины были весьма дороги и производились ограниченными партиями. На выставке представлены две таких окарины. Одна из них (в собственном футляре) положила начало данной коллекции.

Окарина Рудольфа Тешнера. Рудольф Тешнер в возрасте 30-и лет предпринял путешествие в Европу. В Вене он впервые увидел глиняный музыкальный инструмент, найденный на руинах Помпеи. Вернувшись в Америку, он попытался самостоятельно изготовить такой инструмент с восьмью отверстиями, но так и не смог добиться звучания. Поняв и исправив свои ошибки, уже в 1878 году, Тешнер изготовил 200 окарин с последовательной системой звукоизвлечения. Более 30 лет Тешнер делал окарины в Америке. Он создал собственную фабрику, которая выпускала в год от 50 до 200 тысяч инструментов. Эти окарины имели хороший звук и точную настройку. Сегодня инструменты Рудольфа Тешнера являются  редкостью, поэтому особенно ценятся коллекционерами.

Окарина «Мейсен». Фарфор – сложный материал для изготовления тонкой геометрии свисткового устройства, так как дает большую усадку при сушке и обжиге. Немецкая фирма «Teichert» располагалась в городе Мейсен неподалеку от Дрездена. Мейсенский фарфор нередко украшала кобальтовая роспись. Знаменитый Zwiebelmuster ("луковичный узор") или попросту "синий лук", наверное самый известный дизайн марки Meissen. Авторство приписывается художнику Иоанну Кречмеру, задача которого была создать “китайский” дизайн. Узор, созданный в 1739 году, считается визитной карточкой Meissen и до сих пор невероятно популярен. Создавая знаменитый орнамент, художник опирался на китайские образцы и пытался по возможности точно повторить оригинал. Следует отметить, что Мейсенский фарфоровый завод позволял использовать свой бело-голубой Zwiebelmuster в дизайне фарфоровых окарин местных производителей «Max Freyer & Co» и «Teichert» в 1900 – 1910 гг. Так появились «Meissen ocarinas».

Немецкая окарина «Майн Штольц» выполненная из мейсенской белой глины также принадлежит к семейству «Meissen ocarinas» и датируется концом XIX века. Полное название "Mein Stolz" Meisterschafts-Occarina. «Occarina» - не случайная опечатка, это название, выделяющее инструмент из линейки подобных. Эти окарины были гораздо дешевле фарфоровых. Они предназначались для  «лесорубов из Oberfranken» и были орудием пролетариата.

Спустя 100 лет после появления окарины Донати, в 1964 году школьный учитель математики, бывший студент Королевской музыкальной академии англичанин Джон Тейлор придумал перекрестную аппликатуру окарины. Страстный любитель этнических музыкальных инструментов, Джон путешествовал по всему миру.  В поисках чистого звука он заинтересовался перуанскими глиняными флейтами. Две латиноамериканские окарины представлены на выставке. Они имеют не поперечную, а продольную систему расположения игровых отверстий и квадратную форму свисткового отверстия – лабиума. Гениальное изобретение Тейлора заключалось в том, что настроенный по методу Тейлора инструмент с помощью перекрестных комбинаций всего лишь четырех игровых отверстий  способен воспроизводить хроматический звукоряд в пределах одной октавы. Во второй половине XX века такие окарины начала выпускать английская фирма Langley. В представленной коллекции две окарины Langley, одна из которых – двухкамерная, имеет два лабиума, в родной коробке.

“Потускнел на небе синий лак, и слышнее песня окарины. Это только дудочка из глины, не на что ей жаловаться так…” Эти строки Анна Ахматова написала в 1912 году, когда в России огромной популярностью пользовался музыкальный инструмент, сделанный из глины, но гораздо более изысканный, чем простая глиняная свистулька. Окарины продавались в музыкальных магазинах, их можно было заказать по каталогам, к ним прилагались самоучители на русском и немецком языках. Сегодня в антикварных магазинах Санкт-Петербурга нередко можно встретить старинные фаянсовые окарины, не имеющие опознавательных знаков. Декорированные деколем, они с точностью повторяют формы мейсенских фарфоровых окарин с ручной кобальтовой росписью, но имеют более темный черепок. Можно предположить, что один из фаянсовых заводов России закупил в Мейсене гипсовые формы для отливки фаянса и воспользовался тем же деколем, что и при производстве посуды. Вопрос о происхождении этих окарин остается открытым, но в представленной на выставке коллекции их три, и все попали в коллекцию из России.  

Весьма популярная в прошлом и незаслуженно забытая сегодня в России окарина привычно звучит на кирилловской земле. В течение многих лет в период летнего туристического сезона Кирилло-Белозерский музей-заповедник предлагает посетителям мероприятия в рамках проекта «Встречи с мастером». Гости музея получают уникальную возможность услышать живое звучание окарины, познакомиться с традиционным кирилловским промыслом чернолощеной керамики и научиться различать виды глиняных  музыкальных инструментов. Встречи проводит Народный мастер России гончар, педагог М.Н. Васильева. Секрет чистого звука и гармоничной формы она ищет более 30 лет. На выставке представлены свистульки и окарины, выполненные ею в разные годы (1995-2019) в следующих техниках: чернолощеная, молоченая, обварная, терракотовая, глазурованная и расписная керамика. Свистульки имеют форму различных животных – это кони, лоси, медведи, олени, бараны и другие.  В основном,  она делает чернолощеную керамику, ориентируясь на традиционные формы. Но среди представленных работ есть группа свистулек, слепленных в чисто декоративной манере с большим количеством деталей. 

К сожалению, внимание к настройке свистульки появляется у мастера далеко не сразу. Сегодня в основном встречаются свистульки со случайными звуками, не имеющие строя – они  не «ладят».   Многие мастера либо не умеют настраивать инструмент, либо не хотят тратить на это время. Делая свистульки, керамист попадает в атмосферу звуков и со временем начинает чувствовать их гармонию. Это признак зрелого мастера,  который прошел годы по пути совершенствования  «технология – чистая форма – чистый звук – чистый строй».  

Видео по выставке "Окарина - глиняная флейта": https://www.youtube.com/watch?v=BXL4cTuA-T8